Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — Нижний Новгород
Волков Е.Н. «Целительство», манипуляция и самообман: иррациональность человека против его здоровья (заключительная часть) // Здоров’я України — ХХІ сторіччя. Неврология. Психиатрия. Психотерапия. № 1, март, 2010. — С. 70-71. (0,42 п.л.) http://health-ua.com/articles/4941.html, http://health-ua.com/pics/pdf/N_2010_1/70-71.pdf
Совершенствование здравоохранения и цивилизационные изменения привели в развитых странах к тому, что на первый план в обеспечении физического здоровья населения вышли не первичные санитарно-гигиенические проблемы (личная гигиена, гигиена жилищ и общественных мест, предотвращение эпидемий), которые также можно обозначить как «внешние» факторы, а проблемы образа жизни и генетической предрасположенности к тем или иным заболеваниям, которые можно назвать «внутренними» факторами.
Ситуация же с психическим и социально-психологическим здоровьем на данном этапе находится ещё на этапе первичных «санитарно-гигиенических» проблем, требующих внедрения как личной когнитивной гигиены, так и реализации мер, обеспечивающих групповые и массовые формы когнитивной гигиены на уровнях от семьи до международного сообщества. Но даже такую задачу никак нельзя назвать «внешней» по отношению к каждому отдельному человеку, поскольку успех в её решении в определяющей степени зависит именно от личного «внутреннего» принятия принципов рационального мышления и базовых рациональных верований.
Эту задачу можно сравнить по масштабам и важности со становлением современной системы образования и с программами по ликвидации безграмотности в СССР в 20-30-е годы, а затем и во многих развивающихся странах после освобождения от колониализма. Текущее положение дел с умами и эмоциями граждан даже развитых стран, особенно в периоды социально-политических и экономических осложнений, явно показывает, что знание таблицы умножения, Интернета, школьной программы и всё чаще наличие у индивида не менее двух высших образований относительно слабо влияет на укрепление разумного поведения людей в важнейших сферах социальной жизни и взаимодействия. Уже первые древнегреческие философы утверждали, что «многознание уму не научает», и современная школа, — и средняя, и высшая, — ежедневно, к сожалению, подкрепляют эту многовековую истину.
Позволю себе напомнить три основных направления конструктивного решения этой глобальной и всё усугубляющейся проблемы, сформулированные в предыдущей статье (в дополненной редакции):
поставить во главу угла во всех видах образования и деятельности способность индивида решать проблемы на основе максимального использования рационально-научных методов;
в полной мере учесть роль языка (текста, речи) как источника признаков нарушенного или недостаточного психического и социально-психологического здоровья и как средства разрушения или восстановления интеллектуального здоровья индивида;
включить в представление о психическом и социально-психологическом здоровье когнитивные аспекты, прежде всего способность мыслить логически точно и осознанно критически, особенно по отношению к самому себе.
Смею предположить, что последовательная и масштабная реализация в конкретных проектах этих направлений поможет существенно оздоровить и мышление, и эмоциональные реакции, и поведение не только на уровне индивидов, но и в обществе в целом. Вполне логичным прямым следствием должно быть заметное снижение практически всех видов человеческих зависимостей — наркомании, алкоголизма, сектантства (культизма), экстремизма и т.д.
Мою убеждённость в предлагаемой стратегии недавно ощутимо подкрепило ещё одно трёхмесячное экспертное исследование «трудов» «вселенского целителя» Р. Хаббарда1. Пристальное изучение многих сотен страниц этой во многих отношениях неадекватной личности позволило более отчётливо разглядеть как степень пато-логичности (через дефис, более точного слова не подберёшь) автора, так и почти что «молекулярную» структуру его «научно»-фантастического «откровения». Для мозгов и сознания доверчивых читателей «саентология» с «дианетикой» — продукт суперядовитый, что хочется особенно подчеркнуть в свете дошедших до меня известий из Украины, что хаббардовскую программу «Нарконон» умудряются пускать в школы. Это категорически недопустимо и чрезвычайно опасно!!!
Достаточно указать хотя бы на то, что Р. Хаббард сам прямо признаётся в фашистском характере «саентологии»: «В провинции говорили, что мы выступаем в поддержку перестраивания… или это был Ницше, иначе говоря… боюсь, что мы сейчас выступаем в поддержку сильных людей, поэтому Саентологии свойственен фашизм и так далее, ведь мы говорим, что у человека нужно реабилитировать силу, прежде чем включатся его восприятия. Что ж, так уж случилось, что это не политика, так уж случилось, что это факт». (Хаббард Р. Факторы. Восхищение и возрождение бытийности. С. 464)
О том, как Р. Хаббард создавал «аксиомы» «саентологии», а, по сути, все свои тексты, им самим сообщается следующее: «Что касается Аксиом, то все они ничуть не изменились. С октября в Аксиомах не было сделано ни одного изменения; они все остаются в силе. Есть только две более ранние Аксиомы… две новые Аксиомы, которые идут еще раньше. Они настолько новые, что я еще не успел сформулировать их замысловатым ученым языком. Я сказал что-то вроде «брумп-брумп-трумп» и описал это, и это стало аксиомой». (Хаббард Р. Техника 88. Лекции 1-9. С. 1) И точно также создавалась им и программа «Нарконон», так что те работники образования и здравоохранения, которые доверяются красивой рекламе этой программы, фактически открывают двери в школы для пропаганды фашистских идей, основанных на «научном» методе «брумп-брумп-трумп».
Реальное наполнение этого «брумп-брумп-трумп» — тотальное нарушение логики, оруэлловский «новояз», почти полностью заменяющий нормальный человеческий язык, никакими признаками здорового разума не ограниченное «изобретение» новой картины мира и многостраничные инструкции по «экстериоризации» (отделению сознания от тела) и избавлению от всего человеческого и социального, в первую очередь от сочувствия и сострадания.
Как же этому ядовитейшему «коктейлю» удаётся получить признание у многих тысяч вроде бы здравомыслящих людей? Решусь предложить на суд коллег предварительную гипотезу.
Важный, может быть, важнейший, фактор культового поражения — утеря или изначальное необретение способности различать фантазии и реальность, а также различные виды фантазий — сказочные, патологические (шизофренические) и художественные, — друг от друга и отличать любые типы фантазий от научных гипотез и философских построений. Иными словами, в случаях социальной (культовой) зависимости мы в значительной степени имеем дело с последствиями НЕДОРАЦИОНАЛЬНОСТИ нашей культуры и образования. На решение этой проблемы и должна быть направлена социальная терапия, прежде всего в отношении содержания образования.
Мне могут напомнить, что разного рода проекты просветительского оздоровления и реформирования общества раз за разом проваливались, включая и весь порыв эпохи Просвещения. Да, в плане глобально-радикальных и мгновенных преобразований всего и вся в обществе на основе «Абсолютной Истины» и «Абсолютной Правильности» любой просветительский проект изначально утопичный и, как следствие, социально деструктивный.
Но те элементы просветительских проектов, которые укладывались в масштабы реалистичной пошаговой инженерии2, всегда приносили и приносят полезные и важные результаты. Просветительское оздоровление индивида и общества — точечно сфокусированное и реалистически спроектированное — во многих проблемных случаях и во многих отношениях является единственным эффективным средством. И примеров этого в истории — огромное множество. Примеров патогенного «просвещения», к сожалению, вряд ли меньше, но они тоже демонстрируют силу просветительства, хотя и со знаком «минус».
Сказал «а», скажу и «б». В заключение статьи — исходные тезисы для выстраивания конкретной программы действия, написанные, кстати, под реальный проект одного образовательного комплекса. Итак, тезисы по профилактике и социальной терапии деструктивной иррациональности:
Современная социальная ситуация ставит индивида перед объективной необходимостью полностью самостоятельного и полного по охвату ответственного выбора (т. е. выбора с принятием ответственности на себя) — выбора мировоззрения с одновременным принятием ответственности за практические результаты этого выбора. Вследствие чего? В результате следующих обстоятельств:
Чрезвычайная динамичность позиций и ролей индивида в течение жизни при столь же высокой динамичности и изменчивости всех социальных структур и институтов.
Фактическая полная ответственность индивидов за любые выборы и решения в условиях продолжающегося господства самых тяжелых форм иррациональности в культуре.
Существенный рост «цены» (во всех смыслах) неэффективных выборов и решений проблем каждым отдельным индивидом для всего общества (как пример — экологические проблемы и неэкологичное поведение граждан).
Огромное количество явных и неявных предложений мировоззрений и образов жизни на рынке при одновременном колоссальном росте возможностей доступа к этим предложениям и столь же колоссальном облегчении возможностей предлагать и навязывать самые разные продукты такого рода.
Современное политическое и социальное устройство большинства стран в значительной степени прямо перекладывает ответственность за мировоззрение и его выбор на индивида и способствуют развитию рыночной конкуренции вокруг образа мыслей индивидов.
Проблема самоопределения со своим мировоззрением связана с решением проблемы выбора критериев для выбора мировоззрения (проблема базальных выборов), а также с выбором критериев и принципов ориентации в громадном объёме источников информации. Эти проблемы выявляют следующие обстоятельства:
Лёгкая доступность в сетевых ресурсах практически любых текстов и визуальных материалов при слабых возможностях технических и юридических ограничений и при низкой эффективности таковых ограничений.
Отсутствие в наличной культуре общераспространённых традиций и норм критического (научного) отношения к мировоззрению как к осознанному, полностью отрефлексированному выбору, подавляющее преобладание приобретения мировоззрения как привычки и как неотчуждаемой стороны «я» (отождествление конкретного мировоззрения и «я»), за исключением очень узких социальных групп.
Отсутствие в наличной культуре общераспространённых традиций и норм критической (научной) отбраковки источников, текстов и концепций (идей), за исключением очень узких социальных групп, а также прочных традиций рациональности.
Отсутствие в современной системе образования явной целенаправленной работы с перечисленными выше проблемами и, соответственно, отсутствие конструктивных и эффективных предложений по их решению (в лучшем случае такие предложения частичны, фрагментарны и реализуются спорадически и не повсеместно, не системно).
Стратегической перспективой современного государства и общества является отнюдь не «общесоборная» «национальная идея», а помощь в формировании у решающего большинства своих граждан способности индивидуально-самостоятельно приходить к выбору конструктивного и действительно плодотворного мировоззрения и к действенной самостоятельной фильтрации информации и коммуникативных потоков. Те общества и государства, которые смогут первыми решить эту стратегическую задачу, получат существенные экономические и социально-политические преимущества и смогут эффективно и своевременно решать существующие и грядущие проблемы.
Решение этой стратегической задачи возможно лишь при соответствующих изменениях в содержании и методах системы образования на всех уровнях — от дошкольного до высшего, включая систему профессиональной переподготовки, MBA и корпоративное обучение. Следующие изменения способны обеспечить решение указанной задачи:
Организация содержания через явное формулирование и выделение базальных мировоззренческих ориентаций и систем верований. Обеспечение явной и сквозной рефлексии мировоззренческих рамок и когнитивных систем верований на всём протяжении образования.
Действительное и последовательное обеспечение приоритета научно-рационального подхода в содержании, методологии и методике образования.
Выделение в образовательных программах культурного «содержательного» слоя и слоя инструментального.
Переход от предметной к проблемно-инструментальной организации содержания образования. Отдельные предметы (дисциплины) организуются в основном в качестве ресурсов для решения определённого класса проблем и задач. Акцент с содержания дисциплин переносится на освоение определённых инструментов, которые затем применяются в решении соответствующих проблем и задач.
Перечисленные изменения наиболее качественную и прочную базу имеют в опыте научно-технического и инженерного прогресса, а также в философии критического рационализма, в эволюционной эпистемологии, в концепции постепенной социальной инженерии К. Поппера и в концепциях и технологиях когнитивно-поведенческого подхода в консультировании, прежде всего в РЭПК А. Эллиса.
Профессионально и превентивно дать детям и обучающимся на любых уровнях прежде всего жизненно необходимые знания о типичных ОШИБКАХ и ОГРАНИЧЕНИЯХ (несовершенстве) индивида и об ОГРАНИЧЕНИЯХ и НЕСОВЕРШЕНСТВЕ социума, а в связи с этим уже и о РЕАЛЬНЫХ (научно подкреплённых) ВОЗМОЖНОСТЯХ и индивида, и социума решать проблемы и улучшать жизнь. Именно в такой смысловой рамке должны быть оформлены и даваться знания о человеческом сознании, поведении, эмоциях, а также о социуме, социальных процессах, институтах, структурах и социальном взаимодействии, т.е. самые насущные знания, ежесекундно требующиеся каждому индивиду в течение всей жизни, но не в виде ублюдочно-куцых курсов, вроде ОБЖ, полового просвещения и "психологии семейной жизни" или обществоведения, а в виде капитального многолетнего курса социологии, научной (приходится это подчёркивать в условиях засилья в России ненаучной псевдопсихологии) психологии, прежде всего социальной и когнитивной, и логики и в существенной мере в форме тренингов.
Следующие образовательные блоки, жестко необходимые для успешного решения проблем, наиболее часто встречающихся в быту, в профессии и в более широкой социальной практике, в виде научно выверенных основ в прагматически операционализированном изложении и применении:
социологический (базовые научные знания об обществе, социальных структурах и процессах, социальном взаимодействии и социальных коммуникациях);
социально-психологический (базовые научные знания о социальном взаимодействии на уровне индивидов и групп);
психология индивида (в умеренном объёме, поскольку вокруг этой темы накопилось слишком много спекуляций и шарлатанства, особенно в виде поп-«психологии», нужен жесточайший отбор только научных знаний и концепций);
формальная логика с добавлением некоторых тем других отраслей логики;
статистика и теория вероятности;
критическое мышление и основы когнитивной науки (научные знания о мышлении, когнитивных процессах, основы научной методологии и методики с соответствующими базовыми навыками). Безусловное предпочтение должно быть отдано «университетскому» варианту критического мышления в отличие от чрезвычайно обеднённого и искажённого «школьно-педагогического» варианта в виде РКМЧП;
основы пошаговой социальной инженерии (в интерпретации К. Поппера);
основы физиологии с основами научной практической медицины и первой медицинской помощи (нормальные медицинские знания для повседневной жизни, НИКАКОЙ ВАЛЕОЛОГИИ!!!).
Наиболее концептуально и технологически уже разработанными и апробированными дисциплинами, позволяющими реализовывать все вышеперечисленные задачи, являются:
критическое мышление в «университетском» варианте (40 лет развития и опыта преподавания в университетах) с учётом определённых полезных наработок «школьного» варианта — РКМЧП;
рационально-эмоционально-поведенческое консультирование (РЭПК) в варианте А. Эллиса3 (свыше 50 лет развития и опыта практического применения, в том числе в школах, построенных на этом подходе).
Оба указанных блока знаний и умений уже обеспечены очень солидным учебно-педагогическим опытом и наработками, пока, правда, преимущественно в англоязычном изложении.
Чрезвычайно полезными и релевантными указанным задачам и вышеуказанным двум блокам являются визуально-картографические методы мышления, запоминания и презентации концепций, семантических и логических сетей, проектов и т. п. Эти методы позволяют преодолеть ограничения и недостатки превалирующего линейного текста в изложении и освоении знаний и открывают хорошие перспективы в улучшении качества образования, организации социальной коммуникации и развитии баз знаний.
1См.: Волков Е.Н. Антимиры больного сознания как рыночный продукт: галактические войны «церкви саентологии» на поле медицины и психотерапии // Здоров’я України — ХХІ сторіччя, № 12/1, июль, 2008. — С. 54-56. http://www.health-ua.com/articles/2861.html
2Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. Гл. 9.
3См. серию моих статей в «Здоровье Украины» в 2007-2008 гг.