Источник: Critical Thinking in Everyday Life: 9 Strategies
(с) Перевод и редакция перевода на русский язык — Е.Н. Волков, 2017
Большинство из нас не те, кем мы могли бы быть. Мы — меньше (чем то, на что мы способны). Мы обладаем большими способностями. Но большая их часть не используется; большинство из них неразработано (неразвито). Усовершенствование в мышлении похоже на усовершенствование в баскетболе, балете или в игре на саксофоне. Оно вряд ли будет иметь место в отсутствие сознательной заинтересованности в научении. Пока мы принимаем своё мышление как (естественную) данность, мы не делаем работы, требующейся для усовершенствования.
Усовершенствование в мышлении требует последовательного постепенного процесса, предполагающего плато научения и просто тяжелой работы. Невозможно стать превосходным мыслителем просто потому, что это вы этого хотите. Изменение своих привычек мышления является долгосрочным проектом, длящимся многие годы, а не недели или месяцы. Основные качества критического мыслителя требуют длительного периода выработки.
Как, тогда, мы можем усовершенствоваться как критические мыслители? Как мы можем помочь себе и нашим учащимся практиковать лучшее мышление в повседневной жизни?
Во-первых, мы должны уяснить, что есть ступени, необходимые для совершенствования в качестве критического мыслителя:
Мы совершенствуемся, проходя эти ступени, если мы:
В этой статье мы объясним 9 стратегий, которые любой мотивированный человек может использовать, чтобы стать лучше как мыслитель. Раз уж мы объясняем конкретную стратегию, мы опишем её так, как будто бы мы говорили непосредственно с таким человеком. Дополнительные пояснения к нашим описаниям, возможно, должны быть добавлены для тех, кто мало знает о критическом мышлении. Вот эти 9 (стратегий):
В наших идеях нет ничего волшебного. Ни одна из них не является самой важной и необходимой. Каждая, однако, представляет вполне обоснованный способ начать делать что-то конкретное, чтобы улучшить мышление систематическим образом. Хотя вы, вероятно, не сможете делать всё это одновременно, мы рекомендуем подход, в котором вы экспериментируете со всеми стратегиями в течение длительного периода времени.
Первая стратегия: Используйте «пустопорожнее» время. Все люди тратят впустую некоторое время; другими словами, не в состоянии использовать всё своё время продуктивно или даже для удовольствий. Иногда мы мечемся от одной затеи к другой, не получая наслаждения или пользы ни от одной из них. Иногда мы начинаем беспокоиться о вещах, нам неподконтрольных. Иногда мы проваливаем правильное планирование, создавая самим себе негативные последствия, которых мы могли бы легко избежать (например, мы тратим время, неоправданно попадая в дорожную пробку, — хотя мы могли бы уехать получасом ранее и избежать пика дорожного движения). Иногда мы волнуемся непродуктивно. Иногда мы тратим время, сожалея о том, что в уже прошлом. Иногда мы просто тупо глазеем в пространство.
Главное состоит в том, что время «пропало» даром, хотя, если бы мы задумались об этом и поразмыслили, чем бы заняться, мы никогда бы сознательно не потратили наше время так, как мы сделали. Так почему бы не использовать в своих интересах время, которое вы обычно тратите впустую, практикуя ваше критическое мышление в течение этого иначе пустопорожнего времени? Вместо того, например, чтобы сидеть перед телевизором в конце дня, перещёлкивая с канала на канал в тщетном поиске программы, стоящей просмотра, проведите это время или, по крайней мере, часть его, размышляя над своим прошедшим днём и оценивая свои сильные и слабые стороны. Вы могли бы, например, задать себе такие вопросы, как эти:
Когда я сегодня мыслил наихудшим образом? Когда я прилагал все усилия в мышлении? О чём на самом деле я мыслил сегодня? Я постигал что-нибудь? Я позволял какому-либо негативному мышлению излишне расстраивать меня? Если бы я должен был повторить сегодняшний день, что я сделал бы по-другому? Почему? Делал ли я что-нибудь сегодня, чтобы поспособствовать моим долгосрочным целям? Действовал ли я в соответствии со своими собственными декларируемыми ценностями? Если я потратил таким образом каждый день в течение 10 лет, свершил бы я в конечном счёте что-то, что стоило всего этого времени?
Было бы важно, конечно, уделять некоторое время каждому вопросу. Также было бы полезно делать запись ваших наблюдений таким образом, чтобы вы были вынуждены обстоятельно описывать детали и ясно формулировать то, что вы осознаёте и обнаруживаете (понимаете). По прошествии времени вы заметите паттерны в своём мышлении.
Вторая стратегия: По проблеме в день. В начале каждого дня (возможно, по дороге на работу в машине или по пути в школу) выбрать проблему для проработки в свободные минуты. Разбирайте логику проблемы путём выявления её элементов. Другими словами, систематически тщательно обмысливайте вопросы: В чём именно заключается проблема? Как я могу выразить её в форме вопроса? Как она соотносится с моими задачами, целями (намерениями) и потребностями?
Третья стратегия: Усвойте для себя (интериоризируйте) Интеллектуальные Стандарты. Каждую неделю вырабатывайте усиленное внимание к одному из всеобщих интеллектуальных стандартов (ясность, точность, достоверность (истинность), релевантность, глубина, широта, логичность, значимость). Сосредоточьте одну неделю на ясности, следующую на точности и т.д. Например, если вы сосредотачиваетесь на ясности в течение недели, попытайтесь заметить, когда вы неясны в общении с другими. Обращайте внимание, когда другие неясны в том, что они говорят.
Когда вы читаете, подмечайте, понимаете ли вы то, что читаете. Когда вы высказываете устно или записываете свои взгляды (по любой причине), спрашивайте себя, вникаете ли вы в то, что пытаетесь сказать. Поступая таким образом, непременно сосредоточьтесь на четырёх техниках достижения ясности: 1) Изложение высказываемого вами недвусмысленно и точно (с внимательным обдумыванием, уделённым вашему выбору слов), 2) Подробное пояснение передаваемого вами смысла и значения другими словами, 3) Предоставление примеров того, что вы имеете в виду, из имеющегося у вас жизненного опыта, и 4) Использование аналогий, метафор, иллюстраций (образов, картинок) или схем, чтобы иллюстрировать то, что вы имеете в виду. Другими словами, вы часто будете ФОРМУЛИРОВАТЬ, ДЕТАЛИЗИРОВАТЬ, ИЛЛЮСТРИРОВАТЬ И ЭКЗЕМПЛИФИЦИРОВАТЬ ваши пункты. Вы будете регулярно просить, чтобы другие делали то же самое.
Четвёртая стратегия: Ведите дневник мышления. Каждую неделю записывайте определённое число заметок в дневнике. Используйте следующий формат (записывайте каждую пронумерованную фазу отдельно):
Пятая стратегия: Перестройте свой характер. Выберите на каждый месяцу одно интеллектуальное качество— интеллектуальную настойчивость, автономию, эмпатию, храбрость, смирение и т.д., — чтобы прилагать усилия к его реализации, сосредотачиваясь на том, как вы можете выработать это качество в самом себе. Например, концентрируясь на интеллектуальном смирении, начните отмечать, когда вы признаёте, что неправы. Обращайте внимание, когда вы отказываетесь признать, что неправы, даже перед лицом явных доказательств вашей фактической неправоты. Подмечайте, когда вы занимаете защитную позицию, когда другой человек пытается указать на недостатки в вашей работе или вашем мышлении. Примечайте, когда ваше интеллектуальное высокомерие отвращает вас от научения, например, когда вы говорите самому себе: «Я уже знаю всё, что я должен знать об этом предмете». Или: «Я знаю столько же, сколько и он. Кто он такой, чтобы навязывать мне свои мнения?» Признавая своё «невежество», вы можете начать примиряться с ним.
Шестая стратегия: Признайте свой эгоцентризм и справляйтесь с ним. Эгоцентрическое мышление коренится в диспозиции человеческой натуры мыслить с автоматическим подсознательным предубеждением в свою пользу. Ежедневно вы можете начать наблюдать свое эгоцентрическое мышление в действии, обдумывая такие вопросы, как: «При каких обстоятельствах я мыслю с предубеждением в свою пользу? Я когда-либо становился раздражительным по мелочам? Я делал или говорил что-либо «иррациональное», чтобы настоять на своём? Я пытался навязать свою волю другим? Я когда-либо был не в состоянии открыто высказать своё мнение, когда я имел чёткое представление о чём-то или был против чего-то, а затем позднее чувствовал недовольство?»
Как только вы опознаете эгоцентрическое мышление в действии, вы можете затем работать над тем, чтобы заменить его более рациональной мыслью посредством систематической саморефлексии, размышляя примерно так: «Что рациональный человек чувствовал бы в этой или той ситуации? Что сделал бы рациональный человек? Как это соответствует тому, что я хочу сделать?» (Подсказка: Если вы обнаруживаете себя каждый раз приходящим к заключению, что рациональный человек вёл бы себя так, как вели себя вы, то вы, вероятно, занимаетесь самообманом.)
Седьмая стратегия: Пересмотрите и измените свой привычный образ видения вещей. Мы живём в мире, одновременно и личном, и социальном, в котором каждая ситуация «определена», то есть, в неё привнесён смысл/значение. То, как ситуация определена, обусловливает не только то, что мы думаем о ней, но также и то, как мы действуем в ней, и какие неявные значения она имеет для нас. Однако, фактически каждая ситуация может быть определена (наделена смыслом, значением, интерпретирована) более, чем одним способом. Этот факт несёт в себе огромные возможности. В принципе, это лежит в пределах вашей и моей власти, чтобы сделать наши жизни более счастливыми и полноценными, чем они есть. Многие отрицательные характеристики, которые мы даём ситуациям в нашей жизни, в принципе могут быть преобразованы в позитивные. Мы можем быть счастливы, когда иначе мы были бы огорчены.
Мы можем быть состоявшимися (самореализовавшимися), когда иначе мы были бы разочарованными. В этой стратегии мы практикуем переосмысление того, как мы видим вещи, превращая негативы в позитивы, тупики в новые начала, ошибки в возможности учиться. Чтобы эта стратегия была практичной, мы должны создать для себя определённые ориентиры. Например, мы можем составить себе список из пяти-десяти повторяющихся негативных контекстов, в которых мы чувствуем разочарование, злость, несчастье или беспокойство. Затем мы могли бы выявить в каждом случае интерпретацию, которая лежит в основе отрицательной эмоции. Потом мы выбирали бы правдоподобную альтернативную интерпретацию для каждого (контекста), и далее планировали бы наши новые реакции, а также новые эмоции. Например, если вы склонны беспокоиться обо всех проблемах: как о тех, с которыми вы можете что-то сделать, так и о тех, с которыми ничего не можете сделать; вы можете резюмировать такое мышление в этом детском стишке:
«Для каждой проблемы под солнцем есть решение или нет ни одного. Если есть хоть одно, мыслите до тех пор, пока вы не найдёте его. Если нет ни одного, то гоните прочь её». («У каждой проблемы под солнцем решение есть или нет. Будь бесконечно настойчив, коль брезжит реально ответ. А если проблема за гранью твоих личных сил и ста лет, то выкинь её из мозгов»).
Давайте рассмотрим другой пример. Вам не обязательно задавать свой начальный подход к представителю противоположного пола через призму построения вроде «его/её ответ будет определять, являюсь ли я привлекательным человеком». В качестве альтернативы вы могли бы характеризовать его/её через призму построения «дай-ка я проверю, был ли этот человек изначально привлечён ко мне, — учитывая то, как он/она воспринимает меня». С первым толкованием вы чувствуете себя лично подавленным, если человек не «заинтересован» в вас; со вторым толкованием вы явно признаёте, что люди реагируют не на то, каков незнакомец сам по себе, а на то, как они его субъективно воспринимают. Вы, таким образом, не воспринимаете отказ проявлять к вам интерес (со стороны другого) как ваш «дефект».
Стратегия восьмая: Установите связь со своими эмоциями: Всякий раз, когда вы чувствуете какую-то негативную эмоцию, методично спрашивайте себя: Какое именно мышление приводит к этой эмоции? Например, если вы злитесь, спросите себя, в чём состоит то мышление, которое делает меня злым? Какими другими способами я мог бы помыслить об этой ситуации? Например, можете ли вы помыслить о ситуации так, чтобы увидеть в ней юмор и то, что в ней достойно жалости? Если вы можете (так посмотреть на неё), сосредоточьтесь на таком мышлении, и ваши эмоции (в конечном счёте) переключатся, чтобы соответствовать ему.
Стратегия девятая: Проанализируйте групповые влияния на вашу жизнь: Внимательно проанализируйте то поведение, которое поощряется или не рекомендуется в группах, к которым вы принадлежите. Во что вы должны «верить» в той или иной данной группе? Что вам запрещено делать? Каждая группа навязывает некоторый уровень конформности (подчинения). Большинство людей слишком большую часть своей жизни подгоняют под представления о себе в глазах окружающих. Выясните, под какое давление вы прогибаетесь, и помыслите без обиняков, стоит или нет отвергать это давление.
Вывод: Ключевой момент, который следует иметь в виду при разработке стратегий, заключается в том, что вы участвуете в личном эксперименте. Вы тестируете идеи в своей повседневной жизни. Вы интегрируете их и берёте их за основу, с учётом вашего наличного опыта. Например, предположим, что вы находите стратегию «Пересмотрите и измените свой привычный образ видения вещей» достаточно понятной для себя. Вы, следовательно, для начала используете её. Довольно скоро вы обнаруживаете, что замечаете социальные определения, управляющие многими ситуациями в вашей жизни. Вы распознаёте, как ваше поведение формируется и контролируется теми определениями, что вы используете:
Вы начинаете понимать, насколько важными и всепроникающими являются социальные определения. Вы начинаете переопределять ситуации способами, отличными от некоторых общепринятых определений. Вы замечаете, как переопределение ситуаций (и отношений) позволяет вам «установить связь с вашими эмоциями». Вы осознаёте, что то, как вы думаете (то есть определяете вещи), порождает эмоции, которые вы испытываете. Когда вы думаете, что вам угрожают (то есть, определяете ситуацию как «угрожающую»), вы чувствуете страх. Если вы определяете ситуацию как «провал», вы можете чувствовать себя подавленным. С другой стороны, если вы определяете ту же ситуацию, как «урок или возможность учиться», вы чувствуете, что можете учиться. Когда вы осознаёте этот контроль, который вы способны осуществлять, обе стратегии начинают работать вместе и усиливать друг друга.
Затем обдумайте, как вы могли бы интегрировать стратегию #9 («Анализируйте групповые влияния на вашу жизнь») в свою практику. Одна из основных вещей, которую делают группы, — они контролируют нас, контролируя дефиниции, которыми нам разрешают оперировать. Когда группа определяет некоторые вещи как «классные», а некоторые как «тупые», члены группы пытаются казаться «классными» и не казаться «тупыми». Когда деловой босс говорит, «Это имеет большой смысл», его подчинённые знают, что они не должны сказать «Нет, это смешно». И они знают это, потому что, определяя кого-то в качестве «босса», дают ему/ей особые привилегии определять ситуации и отношения.
У вас теперь есть три переплетённых стратегии: вы «Пересматриваете и изменяете свой привычный образ видения вещей», «Устанавливате связь со своими эмоциями» и «Анализируете групповые влияния на вашу жизнь». Эти три стратегии соединены в одно целое. Вы можете теперь экспериментировать с любой из этих стратегий, ища возможности интегрировать их в ваше мышление и вашу жизнь. Если вы следуете некоторому плану, аналогичном тому, что мы описали, вы развиваетесь как мыслитель. Более точно, вы становитесь «Практикующим» Мыслителем. Ваша практика принесёт успехи и достижения. И с продвижением вперёд, квалифицированное и проницательное мышление может становиться всё более и более естественным для вас.
Paul, R. & Elder, L. (2001). Modified from the book by Paul, R. & Elder, L. (2001). Critical Thinking: Tools for Taking Charge of Your Learning and Your Life.
Paul, R. & Elder, L. (2001). Переработанный текст из книги: Paul, R. & Elder, L. (2001). Критическое мышление: Инструменты для самостоятельного распоряжения своим научением и своей жизнью.