От: py101663@dingo.cc.uq.oz.au (Jan Groenveld)
Тема: Totalism & Group Dynamics — Part 1/2 <long>
© 2003 Редакция (научная и литературная) перевода, комментарии — Евгений Волков
Текст дается также с комментариями Максима Линича, состоявшего в организации
Свидетели Иеговы в течение 10 лет.
Исследования показали, что в современных культах [здесь и далее под словом «культ» будут подразумеваться именно деструктивный культ. — Ред.] используются более жесткие формы контроля, чем 50 лет назад. Новые психологические эксперименты 60-х и 70-х годов породили современные способы контроля над человеческим сознанием, превышающие по своей изощренности «методы модификации поведения» и «реформирование мышления», которые проводились в Китае. Чтобы понять процесс контролирования человеческого сознания, необходимо глубокое понимание методов модификации поведения.
Говоря простым языком, это «ассоциация с похвалой или наказанием за различные поступки». Она обычно применяется взрослыми по отношению к детям при их воспитании. Лишение ребенка какой-либо данной ему привилегии является надежным способом убедить его изменить свое поведение, когда последний уже достаточно большой, чтобы понять происходящее. Награда за хорошее поведение — еще один важный прием, особенно для детей, которые хотят всегда угодить. Другим методом, приводящим к желанным изменениям в поведении ребенка, является применение физического наказания.
Когда подобные способы модификации поведения применяются с любовью, заботой и постоянством, поведение ребенка меняется, не вызывая противоречия. Однако, если их каким-либо образом начинают искажать, душе ребенка, его чувствам наносится огромный вред (например, синдром ребенка, с которым жестоко обращаются). Культы используют крайне изощренные и извращенные формы изменения поведения, которые подвергают опасности эмоциональное состояние человека.
Леон Фестингер — психолог, изучающий различные группы, предсказывающие конец света. Он обнаружил, что неудачные пророчества только укрепляют веру большинства их членов. Его исследования показывают, что членам групп приходится искать какой-нибудь путь, чтобы психологически справиться с провалом. Им необходимо сохранять смысл и порядок в собственной жизни. Они должны думать, что действовали в согласии со своими достоинствами и представлениями о себе. Описание у Фестингера противоречия, которое стоит перед ними, известно теперь как «Теория когнитивного диссонанса». В ней разбираются три основных компонента:
«контроль поведения» — «контроль мышления» — «контроль эмоций»
Каждый компонент оказывает огромное влияние на остальные: изменение одного влечет за собой изменение остальных. При изменении всех трех компонентов человек переживает коренные изменения. Фестингер выводит основной принцип:
«Если ты меняешь поведение человека, его мысли и чувства изменятся для того, чтобы уменьшить возникший диссонанс».
Когда у человека возникает конфликт в мыслях, чувствах или поведении, он старается измениться для того, чтобы уменьшить возникшее противоречие. Происходит так потому, что человек лишь в некоторой степени способен выдерживать разлад составляющих его личность элементов. В культах же этот диссонанс создается для того, чтобы эксплуатировать и контролировать людей.
Стивен Хассэн, являющийся автором книги «В борьбе против контроля сознания в деструктивных культах», добавляет к списку Фестингера четвертый компонент: «контроль информации».
Контролируя информацию, поступающую к человеку, вы можете контролировать и ограничивать его способность мыслить самостоятельно. Вы устанавливаете границы того, о чем он имеет возможность размышлять.
Это контроль физической действительности личности. В него может входить контроль за тем, где человек живет, чем питается, как одевается, сколько спит, где и как работает и т.д. Этим объясняется крайне жесткая система расписания, существующая в культах. В деструктивных культах их члены постоянно чем-то заняты. Каждый культ имеет свой особый набор поведенческих клише, которые цементируют его. Подобный контроль может оказывать на членов такое сильное влияние, что последние начинают принимать наказание с осознанием, что они действительно его заслуживают. Никто не властен управлять мыслями человека. Но если вы контролируете поведение, его сердце и разум будет принадлежать вам.
Это контроль мыслительной деятельности личности. Члены культов проходят такую серьезную идеологическую обработку, что они сами проявляют готовность манипулировать своими мыслительными процессами. Идеология культа воспринимается как «истина». Информация извне воспринимается и осмысливается через призму учения культа. Каждый конкретный культ имеет и свой собственный язык, который дополняет и усиливает контролируемость индивидуального мышления. Он служит значительным барьером, отделяющим членов культа от других людей.
Другой формой контроля являются техники "остановки мыслительного процесса" ("мыслестопорения"). Они могут выражаться в длительном монотонном чтении вслух или декламации наизусть, медитации, пении, гудении (humming), "говорении на языках" (глоссолалии) (некоторые из членов даже оплачивают обучение этому "языку"), сосредоточенной (усиленной) молитве и т.д. Использование подобных приемов сильно суживает возможности человека адекватно оценивать действительность. Он оказывается способен думать о своей группе только положительно. Если же возникает проблема, член культа предполагает [только свою] ответственность и начинает работать еще усиленней.
Это контроль эмоционального состояния личности, когда областью чувств человека начинают управлять извне. Обычно для поддержания подобного контроля используются чувства вины и страха. Члены культов не осознают контроля через вину, поскольку, подобно другим жертвам жестокого обращения, склонны обвинять себя в случае неудачи или ошибки и даже благодарны лидеру группы, когда он указывает на их проступки.
Чувство страха используется двояко: с одной стороны, для того, чтобы создать образ преследующего вас врага из внешнего мира (мы и они), а с другой стороны, оно порождает боязнь быть наказанным лидерами, если вы оказываетесь «недостаточно хорошим». Чтобы избежать этого, необходимо полностью и во всем следовать учению культа. Наиболее действенно эмоциональный контроль осуществляется через усиление фобий личности. В результате, человек начинает панически бояться даже мысли покинуть культ. Для него совершенно невозможно представить себе жизнь вне группы. И хотя члены культов не испытывают никакого физического давления, психологическое (давление) оказывается очень существенным.
Это контроль источников информации, доступных личности. Если человек начнет отрицать необходимость информации для принятия важного решения, он просто не сможет его сделать. В культах людей обманывают, поскольку запрещают доступ к критической информации, необходимой для оценки той ситуации, в которой они находятся. Психологические узы, сковывающие их разум также крепки, как если бы они были физически изолированы от остального общества. Эти узы настолько сильны, что у членов культов перестает правильно функционировать внутренний механизм обработки какой-либо критической информации, в том случае, если у них даже появляется к ней доступ.
Контроль сознания заключается в искоренении существующих воззрений и введении новых посредством принудительного убеждения. Это делается с целью уничтожить независимость и личность человека и превратить его в идеологического зомби. В Китае подобный процесс был назван «реформированием мышления» («thought reform»), что на английский язык было неудачно переведено как «промывание мозгов» («brain-washing»).
В настоящее время существует мнение, что промывание мозгов сильно отличается от таких процессов, как реформирование мышления или контроль сознания. В первом случае его жертва осознает, кто является её врагом. Примером этому может служить то, что произошло с американкой Патти Херст, которую украла группа террористов. В результате жесткого физического обращения она стала членом этой группы и принимала участие в её террористической деятельности и ограблении банков.
Данный вид контроля является более тонким и изощренным. Его жертва и не подозревает, кто оказывается её врагом, поскольку последний прикрывается личиной лучшего друга, желающего только добра. В культах обычно применяется более искусная политика контроля над мышлением личности, чем использовавшаяся в Китае. Ведущий психолог доктор Маргарет Сингер считает, что культам это удается лучше, поскольку заставить людей делать то, что вам необходимо, намного легче, оперируя с чувствами вины и беспокойства. В ходе данного процесса наиболее перспективные новички изучают идеологию культа и затем последовательно отвергают весь свой жизненный опыт ради «истины» и «просвещения», предлагаемых группой. В некоторых культах это занимает довольно длительное время, в других столь кардинальное изменение в человеке может произойти за 48 часов. Но каким бы образом данный процесс не происходил, результаты оказываются теми же. Личность человека меняется настолько сильно, что часто родственники не в состоянии узнать его.
Процесс контроля мышления подробно описан у Роберта Дж. Лифтона, который исследовал состояние американских заключенных, находившихся в коммунистическом Китае. Он создал методику, ставшую классической, с помощью которой можно выяснить, применяет культ по отношению к своим новичкам «промывание мозгов» или «реформирование мышления».
Его исследования показали следующее:
«Восемь психологических признаков, являющихся доминирующими в социальной сфере реформирования мышления, составляют критерии данной методики. Каждый из них обладает общим свойством; каждый равно зависит от абсолютной философской предпосылки; каждый приводит в движение некоторые эмоциональные тенденции личности, в основном полярно противоположные. Психологический признак, философское обоснование и поляризованные тенденции личности взаимозависимы; каждый из них требует существования остальных даже в большей степени, чем служит причиной для них. В сочетании они создают атмосферу, способную на какое-то время возбуждать или наоборот, истощать, но, в то же время, представляющую собой серьезнейшую угрозу для жизни человека». («Реформирование мышления и психология тоталитаризма», стр. 420).
Лифтон отмечает восемь основных признаков:
Контроль над контактами личности является основным показателем реформирования мышления. В него входит управление тем, что человек видит, слышит, читает, пишет, испытывает и высказывает. Он простирается даже дальше — внутрь человека, управляя его собственными мыслями.
Исключаются любые точки зрения, кроме учения культа. Руководители последней оказываются всеведущими, поскольку создается впечатление, что они знают все, что происходит. Они полностью контролируют окружающую действительность. В подобной обстановке человек лишен как возможности поступления какой-либо внешней информации, так и внутреннего процесса размышления, необходимого для адекватной оценки действительности и выработки степени идентичности вне пределов своего окружения. Человек может чувствовать себя обманутым теми, кто им управляет, и ощущать враждебность удушения, возмущенное осознание того, что его желанию и стремлению к новой информации, независимому суждению и самовыражению мешают и противоречат.
«Свидетели Иеговы» могут служить классическим примером закрытой общности (community), живущей внутри и общающейся с более широким обществом. Мы взяли для иллюстрации именно их, поскольку они широко известны. Итак, в данном культе:
Вы не можете выходить за пределы этой «истины» — за пределы того, чему они учат. Это показывает, что вы думали самостоятельно и поставили себя выше лидеров культа. С теми, кто оказывается впереди организации, проводят воспитательную работу.
Запрет проводить какие-либо собрания, за исключением разрешенных или организованных самой сектой (1982 г.).
На общих встречах запрещено произносить какие-либо собственные комментарии или мысли. Разрешено только цитировать комментарии из учебных статей. Думать независимо запрещено.
Создается впечатление, что организация всегда знает, что происходит во время вашего собрания, поскольку статьи в «Сторожевой башне» появляются всегда вовремя и по случаю («пища в правильное время»). Это происходит в результате отчетов руководителям ответственных по округам.
Использование специальных учетных карт («publisher record cards») позволяет следить за деятельностью членов культа. Авторы «Сторожевой башни» осведомлены обо всех тенденциях из-за жесткой системы отчетов и контроля за деятельностью каждого Свидетеля.
Отчеты о деятельности своих товарищей (братьев и сестер) не оставляют никакой возможности вырваться из организации.
Наблюдение за «отмеченными» или «изгнанными» из общины людьми [если человека принудили уйти из организации, как меня, тогда за ними не ведется наблюдение. Их оставляют как грешников. Только примерно через год к ним приходят старейшины «поговорить» и спросить, не хочет ли человек вернуться обратно, изменив свое поведение и мышление. Если человек возвращается, это очень сильно укрепляет веру других, мол: «видишь, куда ты без этой организации?» — М. Л.].
Все, кто не являются членами организации, рассматриваются резко отрицательно.
Светское, мирское образование не поощряется, предпочтительнее совершать поквартирные обходы.
Посторонняя деятельность, лишающая вас времени, которое необходимо посвящать работе в организации, также не одобряется.
Следует проводить практику «выкупа подходящего времени» (для личных нужд) в теократической деятельности.
Обучение процессу самовнушения (самоиндоктринации).
Присмотр и шефство над «отстающими».
Организация стремится вызвать характерные поведенческие и эмоциональные модели таким образом, чтобы они возникли спонтанно в рамках данной обстановки. Для человека, которым управляют, это принимает размеры, граничащие с мистикой. Это не просто ощущение реальной власти, которое испытывают лидеры. Они осознают «высшую цель», а потому видят себя «хранителями истины». Становясь орудиями собственной таинственности, они создают мистическую атмосферу вокруг манипулирующего института — будь то партия, правительство или организация. Они избраны для выполнения этого таинственного задания.
Его реализация вытесняет любые рассуждения о порядочности в достижении быстрого благосостояния. Цель оправдывает средства. Вы можете лгать, обманывать и вообще делать все, что угодно, по отношению к людям, не входящим в вашу организацию. Объединение с посторонними одобряется только в том случае, если это принесет какую-либо пользу вашему делу. У некоторых культистов, например, мунитов и кришнаитов, подобный обман называется «небесным» или «трансцендентным». Они верят в идеологию культа настолько, что дают этому рационалистическое объяснение. Их держат в напряжении постоянной активности, связанной с различной деятельностью культа. В результате, практически не остается ни времени, ни сил для размышлений об их образе жизни.
У человека развивается так называемая «психология пешки», когда он начинает чувствовать, что не способен избежать влияния того, что обладает большей властью, чем он сам. А потому он старается приспособиться к этому. Он узнает, как можно предугадать вероятные трудности с организацией и повернуть события так, чтобы избежать обвинений. Такой человек пробыл в ней уже достаточно долгое время, чтобы увидеть изъяны и обман, готов её покинуть и неожиданно начинает относиться к ней очень лояльно. Он переходит на сторону организации и вовлекает друзей, которые ему доверяют.
Например, у «Свидетелей Иеговы»:
«Стратегия теократии» — поскольку вы не имеете права знать истину, позволительно лгать вам (см. «Инсайт (озарение)», раздел «Ложь»).
Избегают рассказывать вербуемым новичкам о том, что они буду лишены следующего: права на переливание крови и на праздники, семьи, друзей и т.д. [по словам свидетелей Иеговы, это может оттолкнуть человека от истины. Надо сделать истину привлекательной. — М. Л.].
Приводя каждый раз нового вербовщика в дом вербуемого, чтобы последний оказался знакомым с членами общины уже при первом посещении Зала Царств (запланированная спонтанность).
Идеология вытесняет заботу о благосостоянии человека. Члены культа не вовлечены ни в какие благотворительные мероприятия за её пределами (и даже внутри нее).
Не оказывать какую-либо помощь другим членам культа в ущерб распространению учения. Последнее важнее, чем помощь больным и престарелым [помощь оказывать можно, однако проповедование важнее — М. Л.].
Широко распространена практика молитв — но не ради нужд человека, а для блага организации. Таким образом, получается, что Бог не заинтересован в вас как в личности [советуется развивать личные отношения с Богом, и Его ответ можно найти только в публикациях Общества — М. Л.].
Вознаграждение только за старания в деле распространения Царства.
Способность организации совершенствовать «труд проповедника», рассматриваемый как доказательство благословения Иеговы, направления и помощи небесных сил.
Иегова выделяет тех, кто неистинен в истине, тех, кто не хранит свое сердце правильно, а потому оказывается возможным изгнать человека из общины. Никто не уходит из культа законно.
Понятия «чистоты» и «нечистоты» определяются идеологией организации. Хорошими являются только те идеи, чувства и поступки, которые согласуются с идеологией и политикой данной культа. Полагаться на собственную совесть нельзя. Философская предпосылка для такого отношения состоит в том, что абсолютная чистота достижима, и все, что совершается во имя нее, высоконравственно. Определяя критерий чистоты таким образом и манипулируя ним, организация создает ограниченный мир вины и стыда. Это увековечивается характером непрерывного преобразования, требованием, чтобы каждый постоянно и мучительно стремился к чему-то, что не только не существует, но и абсолютно чуждо состоянию человека.
В данных условиях человек ожидает унижения, изгнания и наказания, из-за его неспособности жить согласно принципам культа, и потому находится в постоянном состоянии вины и стыда. Поскольку организация является абсолютным судьей в вопросах добра и зла, она использует эти чувства для управления и контроля над своими членами. В их глазах она приобретает безграничный авторитет, и её власть нигде так сильно не проявляется, как в способности «прощать».
Любая нечистота происходит от посторонних, пребывающих в мире. Поэтому отвергнуть их с величайшей неприязнью является одной из лучших возможностей освободить себя от тяжести вины. Чем сильнее человек осознает себя виноватым, тем сильнее становится его ненависть, тем враждебнее выражается его отвержение. В организационном плане, это в конечном итоге приводит к преследованиям еретиков, массовой ненависти и религиозным священным войнам. Каждая группа указывает на недостатки других учений, выдвигая на первый план чистоту своего собственного. Таким образом, создается впечатление, что их организация совершенна, чиста и непорочна, как в отношении отдельных людей, так и всей группы в целом.
Например, у «Свидетелей Иеговы»:
Каноны внешнего вида членов культа устанавливались постепенно: женщинам запрещено надевать брюки [и короткие юбки, слишком облегающую одежду, а также избегать одежды с надписями. — М. Л.].; мужчины не должны отращивать длинные волосы, бороду и усы; мужчинам запрещено носить яркие цветные рубашки. Запрещено носить очки в золотой оправе [и еще не советуется надевать дорогие украшения из золота и драгоценных камней, для того, чтобы другие не преткнулись. — М. Л.]. Одобряется одежда только определенного покроя. Данные ограничения изменялись по прихотям новых лидеров.
Мир делится на последователей Иеговы и приверженцев сатаны. Вы не можете одновременно принадлежать и к тем, и к другим.
В мире нет «ничего святого», в нем царит бесчестие.
Члены культа не должны участвовать в мирских празднествах (Рождество, Пасха, дни рождения, Родительский день, День Благодарения и т.д.).
Верность организации проявляется в неукоснительном посещении собраний и участии в них, работе в хозяйственных подразделениях, выборе жены/мужа (строго «в истине»), избежании встреч с «изгнанными» родственниками и друзьями.
Данное положение тесно связано с предыдущим. Понятие покаяния выносится за рамки своего обычного религиозного, юридического и терапевтического выражения и возносится в ранг культа. В культе покаяние становится средством управления, не принося человеку никакого успокоения.
Тоталитаристское покаяние является актом подчинения чужой воле, выражением слияния отдельной личности с окружением. Это исчезновение «я», талантов и денег человека. Конформизм.
Истинная исповедь предполагает полное исповедание грехов и исправление. Культ исповеди же преследует прямо противоположную цель, а именно: увеличение и усиление секретов человека, который оказывается вовлечен в продолжительный конфликт, постоянно решая, какие секреты нужно хранить, а о каких следует рассказывать, ища возможности раскрывать незначительные, при этом ограждая наиболее важные. Культ покаяния делает фактически невозможным достижение корректного баланса между достоинствами человека и его покорностью.
К примеру, Свидетели Иеговы обязаны:
Исповедовать свои проступки старейшине.
Подавать ежемесячные отчеты (проверка духовного состояния) о своей деятельности (сколько часов потрачено на обходы квартир, число проданных книг и журналов, количество людей, которым объяснял учение культа и др.). [Сейчас уже слово «продавать» не совсем подходит. Дело в том, что литература распространяется бесплатно и содержится на добровольные пожертвования. Если у вас, к примеру, нет денег, вы все равно можете взять журнал бесплатно. Братья с Запада оплатят. Такое изменение произошло, т.к. это позволяет организации уходить от уплаты налогов, и никто не может обвинить её в коммерческих целях, деньги все равно придут, добровольно отдадите, из любви к Богу и Его земным помазанникам. — М. Л.]. [О продаже книг и журналов. Еще год назад я с этим вопросом разобрался: в этой организации дело поставлено так, что вся печатная продукция все равно оплачивается рядовыми членами (богатыми и не очень; из этой страны или из другой; не в один прием, так в несколько), т.е. она все равно найдет в своих рядах достаточное число тех, кого удастся заставить заплатить за весь произведенный тираж. Моя корреспондентка из Киева писала, что если её собрание не собирало нужную сумму за один раз, их собирали снова и обносили ящиком для пожертвований до тех пор, пока нужная сумма не набиралась. Коллега, вместе со мной изучавшая груды журналов и брошюр, в конце концов очень метко выразилась: «Их бог — печатный станок». Я бы добавил — и организация как таковая, т.е. организация выступает не только от имени Бога, но и в качестве Бога, а Иегова оказывается чисто номинальной фигурой, поскольку реальный навязываемый объект веры — именно организация. Личная вера в Бога оказывается личным же делом рядового свидетеля, да еще и опасным для организации.— Ред.]
Исполнять приказы лидеров, не задавая никаких вопросов (Спрашивать лишь как высоко, когда им сказано подпрыгивать).
Сообщать старейшине о грехах своих братьев, в противном случае вина будет на обоих.
Общине становится известно о проступках членов культа благодаря пересудам и ограничениям, которые налагаются на согрешившего. [Если человека лишают общения, в собрании делается короткое объявление, что такой человек больше не наш брат и с ним общаться запрещено. Причина не сообщается. В итоге каждый думает об этом человеке плохо в силу своей испорченности и ненависти к нему, вспоминая все его недостатки и промахи как подтверждение тому, что он уже тогда стоял на плохом пути. Если кто-то испытывал к этому человеку чисто человеческую неприязнь, такой человек получает подтверждение того, что он действительно был и оказался лучше лишенного общения. Если кто-то из рядовых членов спросит, за что того человека лишили общения, старейшина не скажет, а напомнит, что Бог всегда очищает свой народ от грешников. Тогда такое любопытство удовлетворяется своей фантазией и слухами, которые могут просочиться. Все получают подтверждение того, что надо боятся Бога и не грешить, а то окажешься вне. — М. Л.].
«Истина» культа считается абсолютной. Она священна, а потому находится вне пределов обсуждения. От братьев требуется благоговение и почитание руководителей. Они знают ответы на все вопросы. Только им дано откровение «истины». Крайние моральные представления становятся окончательной (абсолютной) наукой, и тот, кто смеет критиковать их или хотя бы думать критически, — аморален, непочтителен и «антинаучен». Данная позиция основывается не столько на предпосылке, что человек может стать Богом, сколько на том, что его ИДЕИ могут быть Богом. Это дает членам культа ощущение безопасности. Они уверены, что могут получить ответ на любой жизненный вопрос.
Вас могут изгнать из общины «Свидетелей Иеговы», за то, что вы посмели усомниться в учении, преподаваемом через «Сторожевую башню».
её авторы требуют полной преданности от членов, которые не имеют права ставить под сомнение организацию, поскольку этим они подвергают сомнению самого Бога.
В «Сторожевой башне» существует ответ на любой вопрос. Если же вы не можете его найти, вы должны служить Иегове, а не пытаться обнаружить его самостоятельно.
Организация выживет после Армагеддона, но у отдельно взятого члена культа подобной уверенности нет.
Вся информация вкладывается в краткие, конкретно звучащие фразы, легко запоминаемые и просто сформулированные. Существует специальная «положительная» лексика для выражения идеологии группы и «отрицательная» для всего постороннего, что следует отвергать. Тоталитарным языком, в основном, является жаргон, который все обобщает, сеет разногласия, судит немилосердно. Для посторонних подобный язык кажется нудным и утомительным, поскольку пресекает любую мыслительную деятельность человека. Его использование полностью изолирует членов культа от остального мира. Единственными, кто их понимает, являются другие члены (культа). Если вы говорите на этом языке, вас действительно принимают за своего. Подобная узость этого языка стесняет человека [свидетели Иеговы называют это — чистый язык или теократический язык. — М. Л.]. Индивидуум оказывается лингвистически депривированным, поскольку язык является главным элементом человеческого опыта, и его способности мышления и чувствования в огромной степени ограничиваются.
Хотя на первом этапе подобное передергивание языка может давать новичку ощущение безопасности, однако с течением времени усиливается тревога, которая может стать причиной его полного ухода в группу. Человек начинает более усердно проповедовать, пытаясь таким способом скрыть свои трудности и показать верность культу. В нем также может возникнуть внутреннее противоречие, поскольку публично он ведет себя так, как предписано, но наедине с самим собой начинает размышлять.
В любом случае, его воображение все более раздваивается в результате столкновения с реальным жизненным опытом, а из-за редкого применения иногда даже полностью атрофируется.
Возьмем, к примеру, «Свидетелей Иеговы»:
«Стратегия теократии» — «ковчег спасения» — «новый свет».
«пища в правильное время» — «верный и благоразумный раб» — «отступник».
«помазанники» — изучение Библии — христианский мир.
«Христос Иисус» вместо «Иисус Христос».
«посещения в ответ» теперь называются «ответными визитами» (изменение терминологии указывает на «отстающих» либо не являющихся истинными членами группы).
«Иегова позаботится о вас в надлежащее время».
«Это — истина», и не имеет значения, что члены культа могут совершить ошибку.
Куда еще можно стремиться?
Мирское — Руководящая Корпорация — Новый Миропорядок.
Идеологический миф настолько сливается с «истиной», а проистекающие выводы могут оказываться столь подавляющими и принудительными, что все это заменяет существующую действительность. Следовательно, события прошлого можно изменить, переписать или даже вообще игнорировать для того, чтобы они согласовывались с современной реальностью. Подобные изменения особенно неизбежны, когда искажения фактов навязываются человеческой памяти.
От человека требуется изменение его характера и личности для соответствия образу мышления культа. Он должен вписываться в жесткие рамки учения, а не пытаться развивать собственные возможности и личность. Основная предпосылка для этого заключается в том, что учение, включая элементы мифологии, в конечном итоге более обоснованно, истинно и действительно, чем любой аспект человеческого характера или опыта. Находясь под таким давлением, личность приходит к сильнейшему конфликту с собственным понятием о честности, к борьбе, которая возникает в связи с противоположными чувствами искренности и неискренности.
Однако абсолютная искренность, которую требует культ от своих членов, отходит на второй план, когда человек подвергается изменениям и обязан отвергнуть свои исходные убеждения. Личные чувства подавляются, и члены должны быть всегда довольны и полны энтузиазма.
В некоторых культах любая болезнь считается результатом слабой веры и свидетельством греха в вашей жизни. Подобные случаи следует замаливать, а игнорирование медицинского осмотра расценивается как «знак веры».
Например, у «Свидетелей Иеговы»:
«За пределами организации не существует никакой жизни». Поэтому, когда они видят людей, живущих вне группы, они возвращаются к учению культа.
Если жизненный опыт человека не согласуется с идеологией культа, последнего убеждают, что это от бесов.
Учение культа доминирует над человеческим опытом, поэтому члены обязаны игнорировать нужды остальных людей, а именно, изгнанных из общины или «отмеченных», какими бы серьезными не были их проблемы.
Те, кто были Свидетелями до 1975 года и до сих пор ими являются, обязаны отрицать тот факт, что они когда-либо верили в то, что Армагеддон произойдет в 1975 году. Подобным образом должны поступать все члены, включая даже тех, кто отвергал медицинское лечение, продавал свою собственность ради организации и т.д.
«Сторожевая башня» обладает решающим авторитетом даже над личным опытом человека. Запрет на переливание крови и др. Все вопросы совести обсуждаются исключительно в свете учения «Сторожевой башни», не оставляя никакой возможности для выражения отдельной личности.
Руководители культа имеют право решать, кто достоин жить, а кто — нет. Они также принимают окончательное решение о том, какие книги по истории являются верными, а какие — нет. Члены их организации имеют право жить, все, кто находится вне ее, — достойны только смерти. Посторонние могут жить лишь при условии своего обращения и вступления в группу. Каждый член культа живет в постоянном страхе быть объявленным «мертвым»; он боится уничтожения или исчезновения. Он пребывает в эмоциональном конфликте «бытия — небытия».
Существование личности начинает зависеть от веры («я верю, следовательно, я живу»), от выполняемой миссии («я подчиняюсь, следовательно, я живу»), и помимо этого, от чувства полного слияния своего «я» с организацией. Если человек отклоняется от «истины», его право на существование может быть уничтожено, а он объявлен «мертвым».
К примеру, у «Свидетелей Иеговы»:
Принадлежность к «овцам» или «козлам» зависит от того, как человек относится к «братьям Христа». Так называют себя руководители организации. Ваше отношение к посланию группы решает вашу будущую вечную жизнь.
Старейшины имеют право решать, кто достоин жить, на собраниях судебной комиссии.
Они также решают, кто достоин воскресения, а кто — вечной погибели («Содом и Гоморра»).
Факт изгнания «грешника» из организации лишает его надежды на какое-либо будущее вне её.
Члены культа могут открыто лгать для достижения своей цели, считая это «стратегией теократии».
Любая информация, противоречащая учению «Сторожевой башни», не достойна того, чтобы её выслушали или прочитали.
Свидетелям запрещено обсуждать информацию такого рода, в особенности, если она считается «отступнической», то есть сфабрикованной бывшими членами.
Чем очевиднее данные восемь признаков, тем ярче видно сходство с идеологическим тоталитаризмом. Чем больше организация использует подобные тоталитарные методы для изменения личности, тем сильнее сходство её политики с реформированием мышления.
И помните … Группа не обязательно должна быть религиозной организацией, чтобы быть тоталитарной по своему поведению. Группы с жестким давлением могут иметь торговую, политическую или психологическую направленность. Если вы — образованны, обладаете яркой индивидуальностью и, к тому же, идеалист, то будьте осторожны. К людям, рискующим попасть в подобный тип поведенческой системы, принадлежат как раз те, кто говорит себе: «Уж я-то точно не попаду. Со мной такое никогда не случится. Я слишком умен и образован для подобных уловок».
Написано Яном Гронвельдом (Jan Groenveld)
Internet Address: py101663@mailbox.uq.oz.au
Email: py101663@student.uq.edu.au
Fidonet Address: 3:640/316
© Cult Awareness & Information Centre, PO Box 2444, Mansfield 4122, Australia
Можно свободно распространять этот документ при условии сохранения неизмененными
авторства и текста.
[В остальном все так и есть. Автор этого документа, случайно, не был Свидетелем Иеговы? — М. Л.].