Итак, для ТК “Сети НН” мы провели сплошной мониторинг с 2 по 8 сентября 1998 года ежедневно с 18 до 23 часов, то есть это было как раз то время, когда потенциальная телеаудитория достигает своего максимума. Мы сознательно не отличали насилие “реальное” (то есть идущее от документальных кадров и новостийных сообщений) от насилия в игровом кино. Фиксировались также рекламные анонсы фильмов, часто содержащие сцены насилия. Вот какие результаты мы получили. В течение недели “Сети НН” передали 24 сообщения об убийстве, показали 25 сцен с убийствами, передали 4 сообщения о насилии, показали 16 сцен насилия, была показана одна сцена реальной гибели людей (сериал “Случайный свидетель”).
Кроме того, трижды за неделю прошли сюжеты о насилии над детьми и 11 – над женщинами, 8 массовых убийств людей, 3 раза были показаны сцены взрывов и пожаров, несомненно, сопровождавшиеся гибелью людей, 3 раза телекомпания обращалась к сцене убийства детей, 1 раз было показано убийство с последующим ритуальным действием над трупом и одно ритуальное действие над трупом без убийства.
Было и сообщение о двух самоубийствах, сопровождающееся следующим комментарием: “Скоро мы столкнемся с массовыми суицидами”. О магическом воздействии слов на сознание и поступки человека говорилось и писалось уже много.
Итого 100 сюжетов за неделю в вечернем эфире, связанных с насилием или убийством в средствах массовой информации и в жизни…
Что изменилось за год?
Простое повторение замера нам показалось неверным. Накопив известный опыт, мы решили сосредоточиться на одном направлении. Теперь мы решили более внимательно подойти к анализу конкретных передач и остановились на двух: “Вечер трудного дня” и “Полдень трудного дня”. Такой выбор был определен двумя причинами: популярностью этих передач и, несомненно, сильным психологическим эффектом, достигаемым в них за счет документальности. Второй особенностью исследования стало то, что мы не ограничились количественным замером, а обратились с просьбой к профессиональным психологам провести экспертизу сюжетов передач с позиции их науки. Но об этом отдельный разговор.
Итак, первое, что поражает и заставляет задуматься, это количество травмирующих психику сюжетов.
Вот статистика:
Общее количество рассмотренных передач | 9 |
Общее время передач | 136 мин. |
Время сюжетов с насилием | 45 мин. |
Доля сцен насилия во времени | 33% |
Иными словами, каждая третья минута в эфире не проходит “впустую” –
мы видим либо труп, либо избитого… Можно посмотреть и более конкретно на
то, что именно мы видели на экране рядовой по событиям недели начала декабря:
ДТП |
|
Драки с нанесением телесных повреждений |
|
Замерзший человек |
|
Пожары |
|
Убийство |
|
Нанесение побоев ребенку |
|
Грабеж |
|
Найден труп |
|
Теракт |
|
Акт самосожжения |
|
Членовредительство |
|
Смертельный исход |
|
Важно также учесть не только что, но и как было показано. Мы видим такие
натуралистические подробности:
Крупный план жертвы |
|
Крупный план ссадин и ран |
|
Крупный план крови (лужи, пятна) |
|
Крупный план орудия насилия, убийства |
|
Никто не спорит, что насилие — часть жизни, и телекомпании имеют право и должны отражать эту сторону реальности. Но даже на уровне простого здравого смысла, подкрепляемого многочисленными реальными фактами, очевидно, что сюжеты с насилием на экране прямо или косвенно провоцируют насилие в обществе. Пора по-настоящему решать сложный, но жизненно важный вопрос, о более здоровых способах донесения информации и творческого отображения жизни на телеэкране.
Есть еще одна сторона вопроса: подробности показа сцен насилия и преступлений на экране все чаще становятся “учебным пособием” для “для племени младого”. Не забудем, что дневной вариант передачи могут смотреть дети и подростки, да и вечерний им вполне доступен…
Но это тема особого разговора. Разговора об ответственности телевизионных журналистов за то, что они тиражируют с экрана.