Образованной публике известна фраза философа 17-го века Рене Декарта «Cogito, ergo sum» — «Мыслю, следовательно, существую». Сам Р. Декарт был заметно более мудр, чем публика, поэтому долго оттачивал эту мысль и довёл её до более развёрнутого варианта: «Dubito ergo cogito, cogito ergo sum» — «Я сомневаюсь, значит мыслю; я мыслю, значит существую». Краткая суть этого утверждения — «Я сомневаюсь, значит Я есть».
Французский философ искал первичную достоверную истину, доступную сознанию человека, на которую можно опираться и от которой можно разворачивать всё остальное знание. И эту истину он увидел, если упростить сложности его теории, в состоянии человеческого сомнения. Получается, что истина есть сомнение. А если сомнений нет, что тогда есть? Логично предположить, что это противоположность истины — ложь, заблуждение, (само)обман.
Истина, подлинность существования и мышление оказываются завязанными на сомнении, а сомнение — это первый шаг критики, в том числе в отношении самого себя. Невольно возникает вопрос, есть ли тогда что-то от мышления в так называемом «позитивном мышлении»? Не соединены ли в этом выражении полностью взаимоисключающие вещи?
В три абзаца я уже умудрился вставить три вопроса, но снова, хоть и риторически, спрошу: «Разве способность мышления не дана человеку от рождения? О чём эти философские выкрутасы?» Да о самом насущном: о том, что мы способны и разумно строить свою жизнь, и совершенно бездумно спускать её в унитаз, но почти ничего не делаем для того, чтобы реализовывать себя на первом направлении, а не на последнем. Мы верим в мифы про уверенность и позитивное слюнеиспускание и терпим гарантированные личные и социальные катастрофы из-за нежелания и неумения сомневаться и закаляться критикой.
Человеку от рождения даётся лишь набор когнитивных задатков, а вот как он их использует и во что разовьёт — совсем другое дело. Разумность человека — всего лишь потенциальная характеристика, требующая серьёзных личных усилий при реализации и наличия поддерживающих социальных институтов, глупость же — экспоненциальная реальная сила, питаемая бесконечной энергией лени и страха критической переоценки. «Тварь ли я глупая бестолковая или смелость имею мыслить критически?» — вот главный экзистенциальный вызов, на котором до сих пор сламываются миллионы за миллионами и который в России уже сто лет однозначно решается правительственными постановлениями, искореняющими любые, даже ничтожные, попытки социальной и политической критики.
Под хорошим мышлением, непременно опирающимся на критику, дальше будет подразумеваться не любой беспорядочный и случайно складывающийся процесс неконтролируемых скачков от любых неорганизованно воспринятых фактов к любым привычно-стереотипным и удобным для личной системы верований умозаключениям, что есть обыденное мышление, а только осознанное, последовательное и рефлексивное применение правил и критериев научного подхода к интерпретации и анализу фактов, а также к выстраиванию аргументов и формулированию выводов.
Если вы лично или с группой единомышленников решили всё-таки иметь смелость полноценно реализовать свои задатки разумности, какие лучшие теории и технологии могут в этом помочь? Единственным достойным кандидатом является, на мой взгляд, концепция и технология критического мышления (critical thinking), уже примерно полвека разрабатываемые и внедряемые в университетах США. На английском языке доступен полный комплекс учебных и методических материалов от уровня детского сада до повышения квалификации взрослых и бизнес-образования, созданы и применяются несколько десятков качественных тестов, а требования по владению критическим мышлением стоят первыми номерами при приёме на работу и на экзаменах в любые школы MBA. Пока М. Задорнов дурил российскую публику анекдотами про глупых американцев, те в лице академической и бело-синеворотничковой популяций стремительными темпами уходили за горизонт в интеллектуальный отрыв. Несколько лет интенсивного научения, однако, могут помочь заинтересованным жителям России догнать передовые отряды человечества, хотя для публичного и свободного применения освоенной науки, скорее всего, придётся ещё и сменить страну проживания. Кстати, овладение критическим мышлением — хороший козырь для успеха в забугорной жизни, так что заранее стоить учить не только языки.
Словосочетание «критическое мышление» (далее — КМ) давно стало на Западе столь расхожим и часто употребляемым к месту и не к месту, что необходимо точно указывать производителя и торговую марку наилучшего продукта. Самой глубоко профессионально проработанной и качественно выстроенной я полагаю концептуализацию КМ в исполнении Американской философской ассоциации и организации Foundation for Critical Thinking1.
Как и на любом другом рынке, популярные марки часто подделываются, и я сразу хочу указать на то, что в России с 1990-х годов в школьное образование была импортирована и до сих пор распространяется ничтожнейшего качества подделка под КМ в виде бренда РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо), которому бы лучше подошло название «гомеопатическое КМ», т. е. практически нулевое (подробности — по ссылке)2.
Что же такое настоящее КМ? Это, по существу, комплекс основных характеристик научного мышления, переведённых в термины компетенций. Объяснение того, почему научное мышление назвали «критическим», частично приведено в начале статьи, а подробности требуют отдельного разговора. Концепция КМ, выработанная АФА в завершённом виде в конце 1980-х годов методом Дельфи с участием нескольких десятков экспертов, содержит не перечень знаний для заучивания, а описание системы когнитивных и аффективных (этических) компетенций3. Компетенции КМ конкретизированы в 35 стратегиях, сгруппированных в три кластера: аффективные стратегии, когнитивные макроспособности и когнитивные микронавыки4.
Приведу для примера по несколько пунктов из каждой подгруппы.
Аффективные стратегии:
05. Проявление и совершенствование интеллектуального смирения и приостановки суждения.
06. Проявление и совершенствование интеллектуальной храбрости.
07. Проявление и совершенствование честных намерений или честности.
Когнитивные стратегии — макроспособности:
13. Прояснение проблем, умозаключений или верований.
14. Прояснение и анализ значений слов или фраз.
15. Отладка критериев для оценки: прояснение ценностей и стандартов.
16. Оценка достоверности источников информации.
18. Анализ или оценка аргументов, интерпретаций, верований или теории.
19. Генерирование или оценивание решений.
21. Критическое чтение: Прояснение или разбор текстов.
22. Критическое слушание: Искусство молчаливого диалога.
Когнитивные стратегии — микронавыки:
27. Сравнивание и разграничение идеалов и реальной практики.
28. Верное размышление о мышлении: использование критического словаря.
31. Различение релевантных и нерелевантных фактов.
34. Признание противоречий.
35. Анализ посылок и следствий.
Освоение каждой из перечисленных компетенций требует, само собой, и освоения немалого количества знаний вместе с более специализированными компетенциями, например, формальной логики, статистики и теории вероятности, теории оценки и принятия решений, социальной психологии и т. д. Речь идёт об оптимальном пользовательском, а не профессиональном, уровне владения такими знаниями, но без них КМ просто невозможно. Фактически комплекс стратегий КМ и есть система главных целей и одновременно критериев результативности любого образования, в поисках которых мечутся и мучаются армии педагогов и чиновников. Пока они не поняли, что задача давно решена, в России приходится научаться КМ исключительно частным порядком.
Мой опыт продвижения полноценного КМ в родной стране насчитывает более 10 лет и пока никакого оптимизма не внушает. Однажды я даже чуть ли не был бит после теста на КМ в группе MBA, в которой оказались с десяток собственников и топов нижегородских компаний. У них результаты были такие плачевные, что принять их на свой счёт они не смогли и решили списать провал на меня и «идиотов-пиндосов», придумавших этот тест. Они поорали до покраснения и хлопнули дверью. Намного печальнее то, что российские активные пользователи интернета с высшим образованием, почти интеллектуальные сливки общества, в более чем 90% случаев не проходят тесты КМ простейшего уровня, т. е. набирают менее 70% верных ответов. Результаты продвинутых тестов КМ, полагаю, будут только шокирующими.
Выделяют шесть ступеней развития в качестве критического мыслителя:
Нетрудно предположить, что шаг с первой ступени на вторую самый сложный, поскольку требует усомниться в самом себе, в наиболее болезненном для самооценки — в своём уме. Недаром Чацкого посчитали вышедшим из своего ума — он научился пользоваться не своим сословно-ограниченным, а критическим умом, открытым к широкому взгляду на мир. Серьёзные же проблемы с качеством «своего» привычного мышления, случайно и скособоченно склёпанного из некачественных материалов, есть у каждого, кто не обучался систематически и настойчиво критическому мышлению. Будьте смелыми, сильными и преодолевающими врождённую и приобретённую глупость — начните сомневаться и научайтесь настоящему критическому мышлению настоящим образом!
1. Волков Е.Н. Критическое мышление: да что же это такое?, или КМ как явление и как ярлык из двух слов. — https://evolkov.net/critic.think/described.crit.think.html
2. Волков Е.Н. Почему в РКМЧП сомнительна претензия на критическое мышление. — https://evolkov.blogspot.com/2010/11/blog-post_05.html
3. Критическое мышление: отчёт об экспертном консенсусе в отношении образовательного оценивания и обучения (Дельфи-доклад). — https://evolkov.net/critic.think/basics/delphi.report.html
4. 35 аспектов критического мышления: стратегический список. — https://evolkov.net/critic.think/basics/35dimensions.of.critic.think.html